http://islam-today.ru/files/news/part_3/34898/x_f8f7cbd2.jpg

Часть 1. С позиции силы и мудрости

Победу  османов на Косовом поле многие историки считают  главным фактором для закрепления на Балканах. Османы  стояли на пороге Центральной Европы. В ответ на это папа Бонифаций IX объявил крестовый поход против турок. В 1396 году объединенная армия Запада, состоявшая из венгров, французов, англичан, немцев, итальянцев и чехов, а также рыцарей ордена Госпитальеров подошла к болгарскому городу Никополь. Целью армии крестоносцев  было изгнание турок с Балкан, захват Константинополя и дальнейшее продвижение в святые места Палестины. 25 сентября 1396 года у Никополя состоялась битва, в которой крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. В плен попало множество французских и бургундских дворян самых знатных родов. Чтобы собрать деньги для их выкупа из плена Франции и Бургундии пришлось обложить население дополнительными налогами.

Следующие пятьдесят лет прошли в непрерывной борьбе за Балканы и Венгрию. Ничто уже не могло помешать триумфу османов. Византийская империя была слишком слаба, чтобы воевать с турками и пыталась вести двойную дипломатическую игру: засыпала султана подарками и шла на уступки, и в то же время искала помощи на Западе, убеждая Папу Римского создать священный союз для разгрома турок. Однако тысячелетний опыт существования этой империи не спас ее от разгрома.

К началу XVI века Османская империя стала одним из трех крупнейших государство мира (Австрия Габсбургов, Московское царство,  Османская империя).

На первых этапах завоевания той или иной территории османы не стремились вводить там свое прямое правление. Сначала они передавали власть тому представителю местной элиты, который соглашался признать свою вассальную зависимость от империи. Так, в Венгрии королевский престол был передан избраннику венгерской знати Яношу Запольяи. Таким образом османы спровоцировали борьбу за власть между Запольяи и братом австрийского императора Фердинандом, который также претендовал на венгерскую корону.

Играя на противоречиях Франции c Австрией, османам удалось склонить французского короля к союзу. Этот союз, который на Западе назвали «святотатственный альянс», оказавшийся  очень прочным и долгосрочным (формально действовал до высадки наполеона в Египте), был заключен в 1536 году. Он также предусматривал режим наибольшего благоприятствования в торговле между двумя странами (неприкосновенность личности, низкие таможенные пошлины, консульская юрисдикция). Французские купцы также ввозили в Османскую империю такой специфический товар, как  серебряная монета. Это объяснялось тем, что покупательная способность серебра в Османской империи была выше, чем в Европе, что позволяло купцам выгодно покупать местные товары).

Этот шаг султан Сулейман предпринял для того, чтобы предотвратить  формирование антиосманского альянса в Европе. Он предложил помощь Франции, ослабленной поражением, нанесенным Габсбургами. Турки оказывали помощь французам в борьбе за итальянские города. В 1536 году объединенный франко-турецкий флот проводил операции в Средиземном море,   а в ходе второй Итальянской войны  в  1543 году объединенная франко-турецкая эскадра под командованием Хайретдина Барбароссы взяла штурмом Ниццу.

Затем эскадра Барбароссы прибыла на зимовку в Тулон, который, по приказу французского короля Франциска I, покинули все его жители «дабы не смешиваться с турками». Кафедральный собор Тулона на шесть месяцев был превращен  в мечеть. Французов очень удивляла дисциплина турецких солдат, тогда как Барбаросса позволил себе покритиковать уровень подготовки французов: «Что это за солдаты, которые набивают свои корабли бочками с вином, но при этом забывают погрузить порох».

В 1552 году турки и французы совместно овладели Корсикой.

Кроме того, османы активно использовали фактор религиозных войн в Европе, поддерживая протестантов. Османы следили за династическими распрями и религиозными конфликтами между европейскими правящими домами, стараясь извлечь из них выгоду. Они, например, поддерживали протестантскую Англию против католической Испании, стремясь максимально ослабить последнюю, чтобы установить свой контроль над Средиземноморьем.

Впрочем, это не всегда удавалось. В 1571 году при поддержке Папы Римского Испания создала «Священную лигу» для борьбы с османами, в которую кроме нее  вошли Неаполитанское королевство, Венецианская и Генуэзская республики, герцогство Тосканское, Пармское и Савойское герцогства и Мальтийский орден. Силам «Священной лиги» удалось нанести османам поражение в битве при Лепанто.

Однако в это же самое время вспыхнуло восстание в Нидерландах, являвшихся владением испанской короны.  Еще  в 1566 году предводитель голландской аристократии, боровшейся против власти испанцев, Вильгельм Оранский  при посредничестве французов  обратился к Османской империи  с просьбой о поддержке.  Султан Сулейман направил ему  письмо, в котором утверждал, что считает себя религиозно близким протестантам, «так как они не поклоняются идолам, верят в единого Бога и воевали против папы и императора». Лозунгом восставших голландцев был «Лучше служить султану, чем Папе», и они даже имели красное знамя с полумесяцем, напоминающее турецкое знамя. Турки продолжали оказывать поддержку Нидерландам, а также поддерживали протестантов и кальвинистов, борясь с австрийцами за Венгрию.
С помощью этих дипломатических маневров они свели на нет военное преимущество «Священной лиги», которая распалась в 1573 году. Кипр остался в руках турок, они продолжали контролировать Средиземное море.

В 1580 году договор о союзе был заключен с Англией. Отношения с Англией с точки зрения османов были крайне важны: эта страна обладала сильным флотом и вела войны с Испанией и Португалией. Английские купцы организовали так называемую «Ливанскую компанию» для защиты своих торговых интересов в Османской империи, и первый английский посол в Стамбуле  Уильям Харборн был одновременно и главой этой компании.

Чтобы обеспечить безопасную перевозку товаров, компания обзавелась собственными вооруженными кораблями, которым пришлось участвовать в боях с испанцами, пытавшимися грабить английские морские караваны. Объективно это было на пользу османам. Компания также занималась экспортом английского оружия в Османскую империю.

Почти весь XVII век прошел в борьбе за расширение империи и удержание захваченного. Борьба шла с переменным успехом пока османы не потерпели сокрушительное  поражение под Веной в 1683 году.

Страх перед турками вновь заставил Европу объединиться, и удары Священного союза, в который, кроме Австрии, входили Польша, Венеция и позднее Россия,  посыпались со всех сторон.  В течение 16 лет были потеряны территории, завоеванные с 1526 года: Венгрия, Морея, Далмация, Подолия.

Поражения стали сигналом правящему классу империи, что государственный механизм полностью разладился и нуждается в регулировке.

Теперь османские  правители   озаботились стабилизацией внутриполитической обстановки и восстановлением сил – непрерывные войны истощили государство.

Период с XIV по XVII века характеризовался подъемом и расцветом военной мощи османов, который подкреплялся удачными дипломатическим ходами. Вся Европа признавала превосходство османской Турции и назвала ее Великолепной Портой.

В Европе в моде было все турецкое – начиная от одежды и кончая образом жизни. (Современные военные оркестры европейских армий обязаны своим появлением  оркестровой военной музыке янычар).

Запад боялся османов, заискивал перед ними, но при этом не оставлял надежд ослабить их. Весь XVII век ушел на то, чтобы найти средство, которое эффективно могло бы противодействовать османской экспансии в Европу.

Когда спорят о причине упадка Османской империи, называют много причин. Но  важно также понимать и то, что Европа сделала ставку на развитие промышленного производства, которое обеспечивалось денежными займами, гарантировавшими «бесконечную» циркуляцию денег в экономике,  у банкиров, которые в, свою очередь, руководствовались ветхозаветными заповедями в деле кредитования разных народов. Это позволило Европе  в своём противостоянии османам объединиться   и выработать  общую стратегию и тактику, которая продемонстрировала свою эффективность  уже в следующем столетии.

Ильдар Мухамеджанов