ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ. ОСМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Сообщество людей, живущих организованными группами, называют обществом, высшую форму организации живущих вместе людей — государством. Государство требует, как минимум, совмещения трех элементов: народ, страна, власть. Под османским обществом мы понимаем сообщество групп людей, живущих в пределах границ Османского государства, а под структурой общества — форму организации этих групп и сеть отношений между ними - Османское государство, заложенное в местечке Сёпот, распространило свою власть на обширную территорию, достигшую в XVI в. самых широких пределов. К моменту смерти султана Сулеймана Кануни оно включало в себя земли нынешних Турции, Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении, Албании, Греции, Болгарии. Ирака. Сирии, Ливана, Иордании, Израиля, Саудовской Аравии, Йемена, Египта, Ливии, Туниса, Алжира—- короче, в его состав входили территории от Басры до Вены, от Кавказа до Марокко и от Крыма до Йемена.
Со второй половины XV в. государство развивалось за счет включения в свои границы перечисленных выше стран, народы которых стали частью османского общества. Турки составили большинство населения тех областей, где образовались бешики после падения государства Сельджукидов.
В османском обществе, с одной стороны, образовывались некоторые новые социальные группы, а с другой — новые люди, включавшиеся в его состав в результате расширения государственных границ, обретали здесь некий статус, который определялся османскими представлениями о личности и обществе, политической философией османов. Исследуя османскую литературу по данной теме, мы сталкиваемся с такой концепцией: человек— высшее из творений. В силу своего творения он — общественная личность. Для обеспечения своего существования и возможности продолжения жизни он нуждается в других людях. Такая потребность открывает путь возникновению обществ и наций. Общественная жизнь может длиться сколь угодно долго лишь благодаря солидарности и взаимопомощи. Для сохранения согласия членов общества необходимо, чтобы каждая личность занимала и сохраняла внутри общества определенное место в зависимости от своих способностей. Такое разделение труда неизбежно ведет к дифференциации и стратификации общества.
Этот взгляд, образующий философскую основу османской общественной организации, раскрывается не только в теоретических сочинениях, но и в архивных документах, связанных с практикой в различных областях жизни, и опирается на аят: «Они разве делят милость Господа твоего? Мы разделили среди них их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение. И милость Господа твоего лучше того, что они собирают!».
Этот аят османцы толкуют так: для организации жизни общества и его нормального функционирования Всевышний создал людей с разными способностями, каждый член общества должен исполнять работу в зависимости от своих способностей и накопленных знаний и получать соответствующий доход за свой труд; таким путем будет обеспечена гармония, необходимая для развития жизни общества; иными словами, расслоение общества — вещь неизбежная.
Некоторые люди, имея разный характер и занимая разные позиции, силой отбирают права у других людей и склонны не выполнять свои обязанности, необходимые для жизни общества. Поэтому, чтобы предотвратить бесправие, обеспечить безопасность, выстроить общественный порядок, основанный на справедливости, и поддерживать его, необходима руководящая сила, а следовательно, всегда имеется потребность в правителе.
Идеи, образующие основу османского социального порядка и политической философии, выражены формулой "круг справедливости" (иначе - "цикл власти"):
Гармония в мире может быть обеспечена справедливостью.
Мир — это сад, где государство — его ограда.
Шариат обеспечивает порядок в государстве.
Власть поддерживает шариат.
Чтобы обладать властью (т.е. силой), которая сможет создать государство, объединяющее страну и народ, иными словами, чтобы держать власть в руках, нужна крепкая армия.
Чтобы содержать армию, нужны большие средства.
Чтобы обеспечить эти средства, нужно располагать народом (райей), живущим в достатке и спокойствии.
Чтобы народ жил в достатке и спокойствии, нужна справедливость.
Согласно османскому пониманию, основную опору структуры общества составляют понятия: справедливость, государство, шариат, власть, армия, благосостояние, народ, образующие отдельные звенья «круга справедливости». Если нет одного из них, то государство и общество обречены на гибель.