Muhteşem Yüzyıl. Aşk-ı Derûn

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Muhteşem Yüzyıl. Aşk-ı Derûn » Дворцовая библиотека » Османская концепция общества


Османская концепция общества

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ. ОСМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Сообщество людей, живущих организованными группами, называют общест­вом, высшую форму организации живущих вместе людей — государством. Госу­дарство требует, как минимум, совмещения трех элементов: народ, страна, власть. Под османским обществом мы понимаем сообщество групп людей, жи­вущих в пределах границ Османского государства, а под структурой общест­ва — форму организации этих групп и сеть отношений между ними - Османское государство, заложенное в местечке Сёпот, распространило свою власть на обширную территорию, достигшую в XVI в. самых широких пределов. К моменту смерти султана Сулеймана Кануни оно включало в себя земли ны­нешних Турции, Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении, Албании, Греции, Болгарии. Ирака. Сирии, Ливана, Иордании, Израиля, Саудовской Аравии, Йемена, Египта, Ливии, Туни­са, Алжира—- короче, в его состав входили территории от Басры до Вены, от Кавказа до Марокко и от Крыма до Йемена.
   Со второй половины XV в. государство развивалось за счет включения в свои границы перечисленных выше стран, народы которых стали частью осман­ского общества. Турки составили большинство населения тех областей, где обра­зовались бешики после падения государства Сельджукидов.

   В османском обществе, с одной стороны, образовывались некоторые новые социальные группы, а с другой — новые люди, включавшиеся в его состав в ре­зультате расширения государственных границ, обретали здесь некий статус, ко­торый определялся османскими представлениями о личности и обществе, поли­тической философией османов. Исследуя османскую литературу по данной теме, мы сталкиваемся с такой концепцией: человек— высшее из творений. В силу своего творения он — общественная личность. Для обеспечения своего сущест­вования и возможности продолжения жизни он нуждается в других людях. Такая потребность открывает путь возникновению обществ и наций. Общественная жизнь может длиться сколь угодно долго лишь благодаря солидарности и взаи­мопомощи. Для сохранения согласия членов общества необходимо, чтобы каж­дая личность занимала и сохраняла внутри общества определенное место в зави­симости от своих способностей. Такое разделение труда неизбежно ведет к диф­ференциации и стратификации общества.
   Этот взгляд, образующий философскую основу османской общественной ор­ганизации, раскрывается не только в теоретических сочинениях, но и в архивных документах, связанных с практикой в различных областях жизни, и опирается на аят: «Они разве делят милость Господа твоего? Мы разделили среди них их про­питание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы од­ни из них брали других в услужение. И милость Господа твоего лучше того, что они собирают!».
   Этот аят османцы толкуют так: для организации жизни общест­ва и его нормального функционирования Всевышний создал людей с разными способностями, каждый член общества должен исполнять работу в зависимости от своих способностей и накопленных знаний и получать соответствующий до­ход за свой труд; таким путем будет обеспечена гармония, необходимая для раз­вития жизни общества; иными словами, расслоение общества — вещь неизбеж­ная.
   Некоторые люди, имея разный характер и занимая разные позиции, силой отбирают права у других людей и склонны не выполнять свои обязанности, не­обходимые для жизни общества. Поэтому, чтобы предотвратить бесправие, обеспечить безопасность, выстроить общественный порядок, основанный на справед­ливости, и поддерживать его, необходима руководящая сила, а следовательно, всегда имеется потребность в правителе.
   Идеи, образующие основу османского социального порядка и политической философии, выражены формулой "круг справедливости" (иначе - "цикл власти"):

Гармония в мире может быть обеспечена справедливостью.
Мир — это сад, где государство — его ограда.
Шариат обеспечивает порядок в государстве.
Власть поддерживает шариат.
Чтобы обладать властью (т.е. силой), которая сможет создать государство, объединяющее страну и народ, иными словами, чтобы держать власть в руках, нужна крепкая армия.
Чтобы содержать армию, нужны большие средства.
Чтобы обеспечить эти средства, нужно располагать народом (райей), живущим в достатке и спокойствии.
Чтобы народ жил в достатке и спокойствии, нужна справедливость.


   Согласно османскому пониманию, основную опору структуры общества со­ставляют понятия: справедливость, государство, шариат, власть, армия, благо­состояние, народ, образующие отдельные звенья «круга справедливости». Если нет одного из них, то государство и общество обречены на гибель.

0

2

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. ЧАСТЬ 1

   В Османском государстве общество делилось на два больших класса, кото­рые видятся как основа социальной гармонии и порядка в обществе и необхо­димы для обеспечения здоровой общественной жизни. Один из них — правя­щий класс (аскери), состоящий из тех, кому предоставлены султанской грамо­той религиозные или административные полномочия; второй — управляемый класс (реайя), не принимающий участия в управлении и состоящий из предста­вителей различных религий и этносов. Обязанностью реайи, представителями какой бы религии или этноса они ни являлись, было поддерживать класс аскери путем производительной деятельности и уплаты налогов. Обязанностью же класса аскери во главе с султаном было осуществлять справедливую власть в стране в соответствии с исламскими нормами, состоящими из шариатского и обычного права, и обеспечивать благосостояние народа. Чтобы понять как следует структуру османского общества, следует полнее и ближе познакомить­ся с этими двумя классами.
   Во главе класса аскери стоял правитель, обладатель высочайшей власти в ос­манской системе управления. В османских документах султана называют «тенью Всевышнего на земле», «эмиром правоверных», «имамом мусульман», «защит­ником ислама», «опорой шариата», «султаном тюрков, арабов н других народов», «султаном всех султанов», «основой милосердия», «убежищем просвещенных», «служителем святых мест» и прочими титулами. В исламских обществах, а стало быть и у османцев, абсолютной: властью был наделен только халиф, поэтому ученые мужи заявляли, что подобная власть есть просто средство утверждения и исполнения норм шариата.
   После пребывания во дворцах Бурсы и Эдирне османские султаны три с поло­виной века жили во дворце Топкапы, построенном Мехмедом Фатихом в XV в. Он был не только султанской резиденцией, но и одновременно местом, где обес­печивались контакты султана с народом и работали некоторые государственные служащие; здесь происходили приемы иностранных послов, проводились неко­торые политические и административные мероприятия; словом, дворец играл роль совершенно особенного института. Поэтому с обитателями дворца следует познакомиться отдельно от остальной части класса аскери.
Дворец Топкапы состоял из трех частей: гарем, Эндерун (внутренние покои) и Бирун (внешние покои). Разными были статус и обязанности тех, кто проживал млн служил в этих трех частях. Благодаря непосредственной близости к султану их положение было несомненно привилегированным. Поэтому у простого люда они пользовались большим почтением.
   Слово гарем буквально означает «священное место», куда никому не разре­шается входить. Гаремная часть дворца Топкапы служила резиденцией султана. Кроме него здесь проживала его мать (Валиде-султан), дочери и шехзаде (на­следники); фаворитки султана и наложницы, так называемые одалиски, охрана и другие служители.

В XVI веке служитель личных покоев полу­чал в день 20 акче, личный повар султана — 40 акче, старший паж личных покоев — 60 акче.

   Учи­теля, занимавшиеся воспитанием и образованием наследников, когда наследник становился султаном, назначались наставниками султана, и им присваивался высокий ученый ранг. Хирурги, главной работой которых было совершение обряда обрезания на­следникам и осмотр взятых во дворец евнухов, стоявший над ними главный хи­рург (джеррахбаши), глазные врачи и их глава кеххальбаши, все врачи во дворце и вне его, а также другой медицинский персонал подчинялись главному врачу (хекимбаши). В его полномочия входили контроль, назначение, увольнение, он лично проводил собеседования с претендентами на должность врача. Хекимбаиш располагал большими доходами. Он получал 500 акче в день. Кроме того, у него было поместье (арпалык) в Галлиполи (Гелиболу), которое давало ему опреде­ленный годовой доход. Это была в высшей степени престижная должность. Аст­рологи определяли благоприятные дни и часы и занимались составлением кален­дарей. Султанский имам проводил с повелителем намазы в дворцовой мечети. Когда по пятницам и праздникам султан отправлялся в городские мечети, нама­зами также руководил его имам. На этот пост отбирали высокообразованных личностей с красивыми голосами, понимающих в музыке, им присваивали ранг мударриса.
Все эти служители внешних покоев, относившиеся к сословию улемов, днем исполняли обязанности во дворце, но не проживали в нем.

0

3

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. ЧАСТЬ 2

   Второй класс османского общества составляли те, кто не входил в класс аске­ри, а стало быть, не участвовал в управлении; они обеспечивали свою жизнь ра­ботой в сельском хозяйстве или промышленности и торговле и платили государ­ству налоги. Этот класс называли реайят или реайя, что означает народ, находя­щийся под властью и контролем правителя. Реайя — это множественное число от реайят, и означает оно — «управляемые».
Реайя представляла собой объединение людей, различавшихся по этнорели­гиозным признакам. Их сообщество, однако, бьшо основано не на расовом прин­ципе, а на вере и различных верованиях. Кроме турок, которые в государствен­ном руководстве были в большинстве, этническую структуру османского обще­ства составляли греки, армяне, евреи, румыны, славяне и арабы.
   
В РАЗРАБОТКЕ

0


Вы здесь » Muhteşem Yüzyıl. Aşk-ı Derûn » Дворцовая библиотека » Османская концепция общества


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC