Muhteşem Yüzyıl. Aşk-ı Derûn

Объявление

АДМИНИСТРАЦИЯ



ГОЛОСУЙ ЗА НАШИХ

Рейтинг форумов Forum-top.ru
ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ

СРОЧНЫЙ ПОИСК


Sultan Süleyman I , 47 y.o.
Десятый султан Османской империи, халиф с 1538 года.

ВЕСТНИК ИСТАМБУЛА

14/01/15 Благодаря волшебнику Александру на форуме новый дизайн..

18/12/14 В преддверии новогоднего праздника и Рождества открывается лавка подарков.

10/12/14 В центре столицы мира установлена новогодняя ёлка! Каждый житель и даже гость может оставить своё пожелание;)

28/07/14 Открыт для записи первый квест!

26/07/14 Форум нарядился в новый дизайн благодаря Александру!

31/05/14 Новая акция для всех!

16/05/14 "MUHTEŞEM YÜZYIL" 1 ГОД!

3/03/14 В преддверии праздника весны и женщин открывается лавка подарков.

23/02/14 С Днём защитника Отечества!

16/02/14 Форуму 9 месяцев!

28/01/14 Некоторые важные обновления в объявлениях администрации. Обязательно к прочтению!

16/01/14 8 месяцев мы пишем свою историю!

13/01/14 Написан новый сюжет . принимаются возражения, идеи и пожелания.

21/12/13 В центре столицы мира установлена новогодняя ёлка! Каждый житель и даже гость может оставить своё пожелание;)

08/11/13 Освобождены роли в связи с неактивностью участников.

20/09/13 Появилась новая графа "Пара" (по опросу большинство проголосовало за неё). Просим всех выделить код и внести имя своей пары или пометку одинок(-а).

18/05/13 Официальное открытие форума "Muhtesem Yuzyil". Спешите занять любимую роль!

ИГРОВАЯ ОЧЕРЕДЬ

ЛУЧШИЙ ИГРОК


ИГРОВОЕ ВРЕМЯ: март 1542 года
(хизуль-каады 948 г. хиджры)


→ БАННЕРЫ ←

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Muhteşem Yüzyıl. Aşk-ı Derûn » Дворцовая библиотека » Право и суд в Османской империи


Право и суд в Османской империи

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Основы правовой системы Судебно-правовая система турецкого государства сложилась на основе и мусульманского права (общего для значительной части народов сред­невековой Азии), и собственного традиционного права — тюре. Мусульманское право своим источником имело Коран — священную книгу мусульман, которая приобрела каноническое со­держание в середине VII в. Коран составлен из поэтических наставлений и высказываний, якобы переданных Аллахом через пророка Мухаммада. Большая часть считалась как бы общими религиозными и жизненными правилами поведения мусульман, и около 80 сур (глав) содержали в себе высказывания по правовым ситуациям. Ко­раном предписывалось мусульманам отказаться от родовых обычаев и впредь руководствоваться им как полновесным судебником («И так мы ниспослали его как арабский судебник»). Другим важней­шим элементом мусульманского права считается сунна — свя­щенное предание.
Сунна была тем более важна для формирования права, что давала примеры конкретного разрешения жизненных и правовых ситуаций в описательной, а не доктринальной форме. Однако там, где Коран высказывался однозначно и определенно, сунна отступала.

В зависимости от принятия или непринятия сунны мусульманство раскололось на суннитов (последователей) и шиитов.

Судьи мусульманского права не могли и не смели прямо обра­щаться к Корану или сборникам сунны при решении дел, посколь­ку право истолкования священной догматики принадлежало только ученым-богословам. Высказывания, решения и разъяснения автори­тетов богословия и права составили третий по важности источник мусульманского права — иджма. По значимости и распростра­нению она была практически первым.
Законами (хатты) в точном смысле слова считались общие по­становления султана, касавшиеся и населения, и государственной администрации. Наряду с ними были фирманы — указы сул­тана, направленные дивану, администрации в целом или отдельным наместникам, визирям. Административными распоряжениями счи­тались и личные указы султана — ираде.
Светские общие законы требовали религиозной санкции — фетвы. Ее издавал, как правило, шейх-уль-ислам, признавая тем са­мым согласие новых правил с духом шариата. Фетва составлялась в виде вопросов и ответов имама (иногда ответы были предельно про­стыми), и тем самым общие постановления законов как бы возвра­щались к жизненным ситуациям.
Собрания светских законов получили в Турции название канун-наме (заимст­вованное из византийского законодательства — «каноны»). С XV в. султаны издавали не только отдельные постановления, но и единовременно систематизированные  собрания, посвященные наиболее важным государственным вопросам.

Значительная правовая реформа была связана с Канун-наме Сулеймана I (1520-1566). В нем устанавли­вались  наказания за все преступления, признан­ные мусульманским каноном, порядок назначения самых распространенных — телесных наказаний, права и обязанности владельцев воинских наделов, порядок налогообложения, а также правовые нормы, касавшиеся различных категорий податного населения.

Многочисленность канун-наме и подобных кодексов была связа­на с тем, что султанские законы, считалось, действовали только до смерти данного правителя. Новому приходилось их как бы возоб­новлять. И османские канун-наме составили в итоге как бы преем­ственную линию законодательства.
В период расцвета империи канун-наме считались важнейшим источником права. В сер. XVI в. было даже специально постановле­но, что «во всех случаях, имея на руках священный закон, при воз­никновении спора обращаться к канун-наме и действовать в соот­ветствии с ним» (однако такой приоритет светского, султанского за­конодательства был недолог: в XVII в. значимость в практике норм шариата возросла).

0

2

ОРГАНИЗАЦИЯ ЮСТИЦИИ
Судебная система империи была построена исключительно по терри­ториальному принципу и на основе мусульманской тра­диции. Основной фигурой судопроизводства был профессиональный судья — кадий (хаким).
В период расцвета империи имелось 24 главных суда и 126 второсте­пенных судов (махкемеси). Высшую апелляционную инстан­цию составлял верховный шариатский суд — Арз-о даст под председательством шейх-уль-ислама. Он условно подразделялся на две областные палаты: Румелийскую и Анатолийскую во главе с кадиаскерами. Помимо кадиев, которых назначали из людей «опытных и в праве искусных» на 3 года, юридическими вопросами занимались муфтии. Муфтии, как знатоки богословия, были консультанта­ми, выступая подчас и в качестве общественных или религиозных обвинителей. Их ставили пожизненно. В городах основную массу уголовных дел (особенно мелких и связанных с рынками, торгов­лей) рассматривали полицейские чиновники — субаши.
Судьи были независимы в своих постановлениях, в том числе и в выборе вида и степени уголовного наказания. Решение судьи счита­лось обязательным только для него самого. Гражданские и уголов­ные дела рассматривались практически одинаковым порядком. Ос­новными доказательствами в процессе были (1) улики, или призна­ки преступления; (2) свидетельские показания, (3) присяга. К даче свидетельских показаний допускались только правоверные. Полно­весным свидетельством считалось показание двух мужчин или одно­го мужчины и двух женщин. В ряде случаев, например при обвине­ниях в сексуальных домогательствах, изнасиловании, показание женщины вообще не имело значения (согласно канун-наме).
Специальному регулированию законами подлежал порядок розы­ска преступников. Судьям и начальникам розыска запрещалось аре­стовывать кого-либо без двух показаний. За причиненный непра­вильными розыскными действиями ущерб, главным образом вещественный, нарушители подлежали взысканиям; кроме того, обязатель­но требовалось возмещать потерпевшему убытки.
Одной из важнейших особенностей со­циально-правового строя Османской империи было отсутствие выраженного сословного де­ления людей. Личный статус предопределялся, во-первых, фактом подданства (или его отсутствием), во-вторых, принадлежно­стью к правоверной мусульманской общине. Во всем прочем му­сульмане считались равными друг другу (исключая священно-рели­гиозные привилегии духовенства); практически одинаковыми были их права в сфере имущественных отношений. Все лица, не подвластные прямо имаму и султану, подразделя­лись на три внутренние группы: 1) изгои, хотя бы ранее и при­надлежавшие мусульманской вере, стояли вне закона; 2) ино­странцы, включая приезжих мусульман, к которым относились временно пребывающие в империи; 3) иноверцы-вассалы. Последние считались равными мусульманам в области личных и имущественных прав, но они обязаны были соблюдать установлен­ный в империи религиозно-общественный порядок, не демонстриро­вать пренебрежения исламскими и турецкими обычаями (не хоро­нить открыто своих покойников, не пить вина и т. п.). Правовой статус немусульманского населения отличался от по­ложения правоверных. Основы правовых различий были заложены особой Заповедью халифа Омара (VII в.). Немусульманам, прежде всего христианам и иудеям, запрещалось основывать новые мона­стыри, церкви в мусульманских владениях, а имеющиеся — обнов­лять. Даже собственные жилища можно было улучшать, только что­бы не портить впечатления мусульман-соседей. Им запрещалось учить детей Корану, производить свой внутренний суд, даже изу­чать письменный арабский язык. На немусульман налагались раз­личные бытовые запреты, связанные только с соблюдением запове­дей Корана: не пить вина, не отпускать длинные волосы, не выре­зать имен на печатях, не носить мусульманского платья и т. п. Только при соблюдении этих запретов мусульманам предписывалось уважительно относиться к гробницам и святыням немусульман. Не­мусульманам запрещалось иметь рабов в домашнем обиходе. Тогда как рабство в мусульманской среде оставалось распространенным до XVIII в. Такими считались рожденные от рабынь или захваченные на войне (т. е. прежде всего немусульмане).

Источник

0

3

ФАЛАКА
Фалака (перс. فلک‎ — фэлек, тур. falaka) — орудие для наказания ударами по босым подошвам ног, традиционное для мусульманского Ближнего Востока и Северной Африки, а также само такое наказание. Наказание фалакой широко применялось в Иране и Османской империи по отношению к преступникам, должникам, провинившимся детям, женщинам и подмастерьям, а также в армии у янычар. Фалака представляет собой орудие, состоящее из деревянного шеста, примерно 1-3 метра длиной, и протянутой вдоль него верёвки. Отверстия для её крепления расположены по краям, или по середине, на расстоянии 20-30 сантиметров. Функционально фалака выполняет роль колодок, в которых закрепляют и подвешивают ноги наказываемого. Наказание фалакой имеет черты ритуализированного действия.
Чтобы держать фалаку требуется два человека. Для начала экзекуции, ноги приговорённого, который лежит на земле, вдевают в фалаку между верёвкой и шестом, или заставляют вправить ноги самостоятельно. Шест несколько раз поворачивают вокруг своей оси, тем самым натягивая верёвку, которая собирает стопы ближе друг к другу и фиксирует их в петле, не дающей им хода назад. Наконец, фалаку с закреплёнными в ней ногами приподнимают, чтобы другой человек мог наносить по выставленным подошвам удары палкой или другим похожим средством. Палкой подошвы традиционно бьют в Турции, розгой секут в Персии, стегают ремнём из носорожьей кожи (koorbash) в Египте.
В качестве розг используются прутья ивы, тополя, гранатового дерева, примерно 2 метра в длину, не толще большого пальца в ширину. Поскольку прутья ломаются от ударов, в экзекуции может быть задействован ещё один человек, подающий свежие розги. В зависимости от типа, пруты могут ломаться сразу при первом ударе; иногда для каждого удара используют новый прут. Наносить удары по стопам могут несколько человек, что типично для Персии.

В Османской империи, главным образом в Стамбуле, по которому нередко проводил рейды Великий визирь, наказание фалакой производилось его охранниками из корпуса янычар. Известно, что специализированные на фалаке охранники имели отличную от других одежду и назывались фалакаджами, всего в охране везирей их было по пять.

В Османской империи фалака — обычное наказание за небольшие провинности вроде мелких краж, пьянства, уклонения от налогов и дисциплинарная мера у янычар. Закон исключал применение фалаки на высших и средних сословиях свободных людей, предписывая её четвёртому, самому низшему слою общества — райятам, однако на практике такое разделение соблюдалось нестрого. В целом, у людей с деньгами всегда имелась возможность спасти свои ступни от фалаки.

Число ударов, согласно изначальному закону не могло превышать 39 ударов, однако позже оно было поднято до 75.

На практике, в порыве гнева турки часто уже не принимали это в расчёт и удары сыпались до тех пор пока не устанет рука, превращая подошвы ног в желеобразную массу.

Википедия

0


Вы здесь » Muhteşem Yüzyıl. Aşk-ı Derûn » Дворцовая библиотека » Право и суд в Османской империи


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно